1. Графы через матрицу смежности

Описание

Задание №1 ЕГЭ по информатике направлено на проверку навыков учащихся представлять, считывать и анализировать данные в разных типах информационных моделей.

  • Уровень сложности – базовый
  • Время решения – 3 минуты
  • Решается ручным способом, хотя есть и программный метод

Но возможно и программное решение части этого задания. Программное решение значительно упрощает работу с анализом графа.

Информационные модели могут быть разными: схемы, карты, таблицы, графики или формулы. В заданиях ЕГЭ в качестве информационной модели используются графы.

В заданиях данного типа нужно проанализировать представленный рисунок графа и таблицу к нему. Иногда в задании нам предоставляют только таблицу и граф необходимо составить самостоятельно. Далее, однозначно соотнести значения в таблице с информацией, представленной на графе.

Информационные модели

Информационные модели — это упрощённые представления реальных объектов, процессов или явлений, которые используются для анализа, прогнозирования и принятия решений. Они позволяют структурировать информацию, выделяя ключевые свойства и взаимосвязи, и представлять её в удобной для обработки форме. Информационные модели широко применяются в информатике, математике, физике, экономике и других областях.

Основная цель информационной модели — описать объект или систему с помощью данных, которые можно обрабатывать с помощью компьютера. Для этого используются различные способы структурирования информации, такие как линейные списки, таблицы, деревья и графы. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Давайте определим, что такое структурирование информации. Можно сказать, что это некоторый процесс организации данных в определённом порядке. Такой процесс позволяет эффективно хранить, обрабатывать и анализировать информацию.

Пример иерархической структуры данных — дерево.

Дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый элемент (узел) имеет одного родителя и может иметь несколько потомков. Корневой узел — это вершина дерева, а листья — узлы, не имеющие потомков

С деревьями, в частности бинарными, мы встретимся, в задании 4 ЕГЭ по информатике.

Но, порой, отношения между объектами информационной модели могут быть очень сложными и запутанными. В таком случае можно использовать не деревья, а графы.

Граф — это математическая абстракция, состоящая из двух основных компонентов:

  1. Множество вершин, которые представляют объекты
  2. Множество рёбер, которые описывают связи между этими объектами.

Рёбра могут быть ориентированными (иметь направление) или неориентированными (без направления). Также граф может быть взвешенным, если каждому ребру присвоено числовое значение (вес).

Вершина — это основной элемент графа, который представляет объект или сущность. Вершины могут быть пронумерованы или иметь буквенные метки для идентификации. В графическом представлении вершины обычно изображаются точками или кружками.

Ребро — это связь между двумя вершинами. Ребро может быть направленным (иметь направление, обозначается стрелкой) или ненаправленным (не имеет направления, обозначается линией).

Логично предположить, что дороги между населёнными пунктами имеют какую-то протяжённость, которую было бы неплохо добавить к графу. Например, можно записать длину каждой дороги в виде таблицы:

Такая таблица называется весовой матрицей графа. Весовая матрица — это квадратная матрица, где элементы указывают вес ребра между вершинами. Если ребра между вершинами нет, то в матрице может быть указано бесконечное значение или нуль.

В задании №1 мы часто будем работать с весовыми матрицами.

Помимо весовой матрицы, вам также может встретиться матрица смежности. Она во многом похожа на весовую, только вместо веса рёбер в неё находятся единицы, если ребро между вершинами существует и 0 — если ребра не существует. Вместо единиц и нулей могут быть и другие условные обозначения, например, звёзды.

И последний термин, которым мы будем пользоваться при решении задания №1 — это степень вершины. Степенью вершины называется количество рёбер, которые выходят из данной вершины.

Алгоритм решения

У задания 1 ЕГЭ по информатике существует 3 разных типа формулировок. Во всех вариантах вам даётся схема дорог какого-либо района, изображённая в виде графа. Рядом со схемой располагается таблица. Это может быть либо весовая матрица, либо матрица смежности. Как их определить?

В весовой матрице расположены числа, обозначающие протяжённость дороги — длина ребра графа. В матрице смежности расположены только звезды, которые обозначают наличие дороги между двумя населёнными пунктами — вершинами графа.

Типы заданий разделяются по сложности, а равно и по времени и объёму выполнения задания.

1 тип заданий. Даётся матрица смежности и требуется однозначно сопоставить номер пункта в таблице с его обозначением на графе.

2 тип заданий. Требует не только сопоставить номер с обозначением, но и подсчитать сумму протяжённостей дорог между некоторыми пунктами.

3 тип заданий. Включает в себя действия из двух предыдущих типов. То есть сначала нужно сопоставить номера с обозначениями, затем расставить протяжённость каждой дороги. А в ответ же требуется дать длину кратчайшего пути между двумя пунктами.

Все задачи:

Наш сайт использует куки.
Пользуясь сайтом вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
Согласиться и закрыть это окно - нажмите «ОК».
OK