Заметки об обучении информатике

Заметки об обучении информатике

Опубликовано: 07.10.2025

Расскажу немного о важных организационных моментах при обучении информатике, к которым я пришел в результате моего многолетнего опыта.


Информатика, в первую очередь наука о порядке. На уроках информатики мы учимся говорить с компьютером на его языке — а его язык — это четкие последовательные инструкции, которые не терпят творческого хаоса. Творчество на компьютере тоже должно быть аккуратно организовано. Для организации рабочего места нужно соблюсти несколько условий.

1. Чистый рабочий стол на компьютере. Представьте, что вы сели делать уроки за стол, с которого еще не убрали грязные тарелки после обеда. Удобно? А, насколько аккуратными и чистыми будут выполненные работы в таких условиях? На компьютере рабочий стол так же должен быть чистым, на нем допустимо присутствие необходимых ярлыков папок и программ, а также корзина. Все ваши проекты и файлы должны храниться в системной папке Документы. Так же я прошу поступать и на учебных компьютерах. Кстати, сразу напишу рекомендации по организации рабочего стола. Все ярлыки удобно располагать вверху справа, а Корзину внизу справа. Тогда, в процессе работы, при автоматическом появлении (создании, загрузке и т. д.) файлов и папок на рабочем столе — они не будут мешать уже существующей организации рабочего стола, так как они появляются сверху слева и «любят» сдвигать все установленные там ярлычки.

2. Нужно сохранять всё, что вы делаете. Стоит придумать свою систему папок, с понятными Вам названиями, и коллекционировать туда все что вы делаете на компьютере. Систему папок, например, можно организовать по названиям предметов и по датам. Сейчас цифровая память очень недорога и доступна, а то, что вы когда-то делали, может пригодиться Вам потом в любой момент. Если будет сохраненный файл — то, на его основе выполнить новую работу будет проще, быстрее и главное качественнее, потому как не нужно будет тратить время на подготовительные работы. Многие мои бывшие ученики, а ныне студенты — нашли применение нашим школьным проектам, в студенческих работах.

3. Исходя из предыдущего пункта, каждому учащемуся нужно обзавестись флешкой достаточно большого размера, на которой он будет сохранять все свои работы. В идеале, у каждого моего ученика, в конце года должен быть полный комплект всех учебных работ, которые мы делали на занятиях и дома в течении года и в течении всех лет. В таком случае обучение предмету принимает полноценный характер. Кстати, чтобы не потерять свою флешку, рекомендую повесить на нее крупный брелок — мягкую игрушку — лёгкую, но заметную.

4. Конспекты и тетради. На своем сайте я выкладываю конспекты всех занятий, видеоуроки, технологические карты, шаблоны, исходные коды и т.д. — всё, что необходимо при обучении. Но я заметил, что без конспектов в тетради, все-равно освоение материала заметно слабее. И теперь, вопреки желанию, тратить как можно больше учебного времени практике — мы делаем краткие конспекты в тетрадях. Собственноручные конспекты для обучающихся оказываются намного удобнее для повторения материала, чем готовые конспекты.

Подход к конспектам различен в зависимости от возраста обучающихся. Для младших больше подходит конспект под диктовку с копированием «один в один», по мере взросления я позволяю вести конспекты в свободной форме, записывать так, чтобы потом было самим понятно.

5. Нужны ли домашние работы? Сейчас этот вопрос актуален, в связи с тем, что повсеместно говорят о загруженности детей, об огромном количестве домашней работы и о том, что детям хочется отдохнуть и погулять. Да, действительно дети перегружены, мне очень их жаль и хочется дать им как можно больше отдыха, тем более от компьютеров и экранов. Но, работа в классе с педагогом и домашняя работа решают разные педагогические задачи. В классе я слежу за каждым ребенком и стараюсь вовремя подсказывать и решать все возникающие у них проблемы. С одной стороны у всех все получается, а с другой размывается фокус на проблемном обучении. Когда дома у ребенка возникает проблема – он пытается самостоятельно ее решить. Несколько раз попытки решения терпят неудачу, в ответ на это ребенок фокусируется, включается вариативный мыслительный процесс первооткрывателя и в результате ребенок решает проблему. Если же у ребенка не получилось справиться самостоятельно – это тоже очень хорошо. Почему же? Потому что – на следующем занятии он подойдет ко мне и попросит объяснить, я объясню, наглядно покажу и он точно запомнит, так как был сфокусирован на этом вопросе. Кстати, мои ученики знают, что я не подхожу по первому их зову – спасать и выручать из проблем на уроке. Это я делаю не из вредности, а как раз потому, что хочу вызвать у них концентрацию на задаче. Сначала я даю время, чтобы обучающийся сам постарался решать проблему, потом начинаю подсказывать решение (чаще всего этого хватает для того, чтобы обучающийся сориентировался), ну и, если после этого не получается справиться – я подхожу и решаю проблему наглядно с подробными объяснениями. Так вот выполнение домашних работ по информатике – необходимо.

6. Про вопросы. Следствием из предыдущего пункта является раскрепощенность обучающихся в искусстве задавания вопросов. Самый глупый вопрос – не заданный и не получивший ответа. Я отвечаю детям и на вопросы по теме и даже на вопросы не по теме. Ведь наша работа заключается в том, чтобы окружающий мир стал для них понятнее.


Вам могут быть интересны материалы:

Динамическое программирование в Python

Динамическое программирование — это широко распространённый алгоритмический метод, используемый для оптимизации рекурсивных решений, когда одни и те же подзадачи вызываются снова и снова множество раз, что замедляет получение результата.

Программа в информатике

В данном посте разберем определения компьютерной программы и выясним что это такое.

Применение знаков (операторов) в информатике

В информатике существует множество знаков, которые имеют различные значения и функции. Иногда применение знаков в информатике вводит в заблуждение начинающих программистов, потому что результат часто отличается от того, к чему мы привыкли на уроках математики.


Наш сайт использует куки.
Пользуясь сайтом вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
Согласиться и закрыть это окно - нажмите «ОК».
OK